Калининградский вагоностроительный завод на реке Преголь в преддверии старого немецкого района Ратсхоф — ансамбль старых краснокирпичных зданий немецкой постройки и цехов советского времени. Строения не имеют статус памятника, однако в планах собственника — сохранить их и превратить в зону общественной застройки. Актуализацией объекта занимается команда музея «Фридландские ворота» при поддержке Балтийского федерального университета имени И. Канта.
Вид на административное здание Калининградского вагоностроительного завода, 2010-е годы. Автор фото неизвестен
История предприятия началась в 1830 году, когда немецкий промышленник Леопольд Штайнфурт основал машиностроительный и чугунолитейный цех в Кёнигсберге. В 1891 году фабрика переместилась к реке Преголь, а весной 1904 года отсюда были отправлены первые четырехосные пассажирские вагоны.
Фабрика Штайнфурт, 1903 год. Автор фото неизвестен
На производстве в зависимости от сезона было занято до тысячи рабочих. Близ завода был построен целый поселок для лучших работников завода с благоустроенными двухэтажными домами, которые сохранились до сих пор, существовала социальная помощь, в т. ч. заводская больничная касса.
Монтажный цех фабрики «Штайнфурт» в 30-е годы XX в. Автор фото неизвестен
Вагоностроительный завод продолжил работу при советской власти, и до войны выпускал 8−10 товарных вагонов в сутки. Но в августе 1944 года случилась английская бомбардировка, затем — апрельский штурм 1945-го года, и производство вышло из строя.
Механический цех, 1946 год. Автор фото — Лариса Новикова
После войны Советское правительство решило восстановить и передать имущество фирмы Штайнфурт Министерству транспортного машиностроения СССР, а также переименовать предприятие в Калининградский вагоностроительный завод.
Объявление о поиске рабочих на завод. Источник: форум «Подземелья Кёнигсберга». Автор фото неизвестен
В 1961 году, после полета Юрия Гагарина, общее собрание рабочих внесло имя космонавта в список почетных работников-литейщиков. Гагарин ответил благодарственной телеграммой.
Зарубежные поставки с завода осуществлялись в ГДР, Польшу, Югославию, Японию, Китай и Корею. С 1960 года продукция завода регулярно экспонировалась на ВДНХ и международных выставках.
1980-е годы, вид на КВЗ с улицы Вагоностроительная. Автор фото неизвестен
В кузнечном цеху завода, 2022 год. Автор фото — Алексей Мельников
В 1992 году предприятие было преобразовано в ОАО «Вагоностроитель», завод продолжал выпускать продукцию до конца 2020-х годов. В настоящее время производство прекращено.