Уже 10 лет культурный центр «Textil» занимается исследованием и актуализацией индустриального наследия Ярославской Большой мануфактуры (ныне комбинат «Красный Перекоп») — района, который формировался вокруг текстильной фабрики в Ярославле на протяжении 300 лет. По указу Петра I голландец Иван Тамес и купец Максим Затрапезнов основывают Ярославскую Большую мануфактуру.
В XVIII веке Затрапезновы изготавливали дорогие льняные полотна, шелковые и шерстяные материи, по качеству не уступавшие голландским. Также фабрика выпускала дешевую льняную ткань в синюю полоску: она называлась затрапезной и стала своеобразным брендом Ярославля. Из нее небогатые люди Российской империи шили тюфяки, подушки и одежду, которую носили до полного износа. Так, выражение «затрапезный вид» (потрепанный, поношенный) связано с тканью, в которую Затрапезнов одел Россию.
Образцы пестрядинных тканей в Русском этнографическом музее
Русский крестьянин. Musée de Costumes, Париж, 1850-1963 годы
Следующие 100 лет мануфактурой владел Савва Яковлев и его наследники. Предприниматель жил в Петербурге, при нем предприятие стало поставщиком царского двора и даже местом посещения высшими лицами государства. Екатерина II, увидев фабрику, воскликнула: «Фабричка-красавица! Ах, какая душка!»
В 1857 году московские купцы Карзинкины приобрели фабрику и перенесли ее на берег Которосли. В это время вместе с английскими станками и инженерами в страну пришел краснокирпичный стиль в промышленной архитектуре.
Юлия Кривцова, директор Textil. Фото — Слава Иванов.
Танцы в Рабочем саду. Фото — из архива комбината «Красный Перекоп».
Последний дореволюционный управляющий Карзинкинской фабрики — Алексей Грязнов. При нем появился шестиэтажный корпус: первое бетонное строение в Ярославле, напоминающее американскую архитектуру того времени.
Фото — из архива комбината «Красный Перекоп».
На Всемирной выставке 1900 года в Париже мануфактура получила два Гран-при: за высокое качество продукции и «заботу о рабочих и учреждения для них».
Крутильно-тростильный цех. Фото — из архива комбината «Красный Перекоп».
В 1918—1922 годах фабрика была национализирована и переименована в «Красный Перекоп». За советский период предприятие получает два государственных ордена, которые до сих пор украшают его башню. Первая женщина в космосе — Валентина Терешкова — работала здесь оператором ленто-ровничной машины.
Фото — Александр Муравьев
В 1992 году фабрика стала акционерным обществом и передала на баланс муниципалитета собственный жилищный фонд, образовательные и культурные учреждения, оставив в собственности только производственные площади.
Юлия Кривцова показывает, как пространство музея выглядело больше 100 лет назад. Фото — Слава Иванов.
В 2019 году Textil совместно с предприятием создали культурное пространство, помещением для которого стал бывший зал паровых машин старой фабрики.
Сейчас на «Красном Перекопе» сложилась уникальная ситуация. По будням на фабрике крутятся бобины и движутся ленты транспортеров. А по выходным люди приходят на экскурсии, мастер-классы, выставки, спектакли, по фабричному району команда культурного центра проводит экскурсии и аудиопрогулки.